Страхование в России - на пороге новой эры
Юргенс Игорь Юрьевич
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
|
Как стандартизация различных аспектов страховой деятельности может быть реализована в рамках концепции саморегулирования и расширения полномочий объединения страховщиков? Не противоречит ли утверждение единых стандартов требованиям антимонопольного законодательства?
Наш рынок вступает в стадию саморегуляции. Это вносит существенные новые элементы в его функционирование, будут появляться новые инструменты регулирования. Центральный банк поставил перед нами задачу разработки стандартов страховой деятельности, в том числе по одному из сложнейших видов страхования – по автокаско. Такие стандарты сформируют свод правил поведения на страховом рынке, при этом в условиях конкуренции страховая компания будет вправе улучшить свое предложение для потребителя по сравнению с минимальным стандартом. А потребитель будет знать тот стандартный минимум, который ему должна предоставить страховая компания.
ВСС совместно с Службой Банка России по финансовым рынкам ведет активную работу над законопроектом о СРО. Этот законопроект качественно отличается от базового закона о СРО. Номером один среди обязательных функций к СРО в нем указана разработка стандартов, как отраслевых (стандартный страховой продукт, стандартные правила страхования), так и более крупных, системных (стандарты раскрытия информации, поведения на рынке, взаимодействия с потребителем услуг). Стандартизировать предстоит довольно многое, может быть, даже придется создавать стандарт проведения президиума ВСС – что и как на нем надо обсудить, как проводить голосование, как оформляется решение и т.д.
Такая стандартизация определяет поведение на рынке как самой СРО, так и всех ее членов. В законопроекте есть положение, вводящее обязательность членства в СРО. Это налагает очень большую ответственность на эту СРО, поскольку выход или исключение из нее становится основанием для лишения ее лицензии и ухода с рынка. Все эти процедуры также предстоит стандартизировать.
Согласно позиции ЦБ, разработка стандартов для страхового рынка возлагается на ВСС. Есть вариант преобразования ВСС в СРО после принятия данного федерального закона, однако ряд стандартов можно и нужно готовить, не дожидаясь этого момента. Разработка и согласование с органами страхового надзора стандартных правил страхования по отдельным видам успешно велась нами задолго до возникновения проекта по СРО. Эта работа будет продолжаться, потребность в ней диктуется самой жизнью.
Что касается второй части вопроса по поводу антимонопольного регулирования. Не секрет, что и сейчас у ряда крупных компаний-членов ВСС есть претензии к ФАС. Мы обратились в ФАС с предложением переформатировать экспертный совет при ФАС по страхованию, передав разработку отдельных вопросов создаваемым целевым рабочим группам. Естественно, СРО на каждом финансовом рынке может быть не только одна, создавать СРО-монополиста на рынке, наверное, было бы неправильно, в этом я, скорее, согласен с ФАС. У компании должна быть возможность, если ситуация внутри СРО ее категорически не устраивает, перейти в другую организацию. В то же время в законопроекте предусмотрен ограничительный порог – только не менее 30 % участников рынка имеют право образовать СРО. При этом страховая организация не сможет работать на страховом рынке, не являясь членом СРО, то есть каждый страховщик будет обязан вступить хотя бы в одну из действующих на рынке СРО.
Согласно законопроекту, назначение статуса СРО и делегирование соответствующих полномочий будет зависеть от того, какие стандарты деятельности организация сможет принять на себя. Мы поддерживаем стремление более мелких или региональных компаний объединяться для решения каких-то своих проблем, но при этом приходится признать, что крупные компании тяготеют к объединению в каком-то одном центре, потому что именно там будут решаться задачи общегосударственного уровня.
Вообще стандартизация становится общей парадигмой для мегарегулятора и для всех небанковских финансовых учреждений. Через стандартизацию Центробанк намерен навести порядок на финансовых рынках, включая страховой. Регулятор признает, что невозможно в одиночку модернизировать финансовые рынки России за тот срок, за который это необходимо, поэтому будут задействованы силы самих рынков в виде саморегулируемых организаций.
По мере созревания этих организаций, им будут делегироваться все новые и новые полномочия и дополнительная ответственность, но в обмен на это организация будет лишаться части своего суверенитета, которым она обладала раньше, она будет становиться элементом такого частно-государственного партнерства. Если вспомнить работу ВСС в 90-е годы, ни перед каким надзором ни по какой категории своей деятельности мы не отчитывались, а сейчас будут создаваться регламенты наших отношений с ЦБ и мы в определенной мере станем им подотчетны.
Пока остается открытым вопрос о соотношении работы саморегулируемых организаций, созданных в исполнение федеральных законов по обязательным видам страхования, и общей СРО, особенно с учетом того, что у нас одни и те же компании-члены. Как будет осуществляться разведение или сведение стандартов ВСС со стандартами этих организаций, пока не определено. Исходя из того, что Президиумы наших организаций в какой-то мере идентичны, входящие в эти организации компании не видят проблем, требующих срочного решения. Однако в перспективе будет необходима реорганизация по одному из двух вариантов: либо мы присоединяемся к профильным СРО как зонтичная структура, либо, наоборот, они становится нашими подразделениями. Предполагаемый закон о СРО на финансовых рынках достаточно гибок, поэтому можно обсуждать различные сценарии развития. Но сначала, как я уже неоднократно говорил, государство должно окончательно определиться с моделью государственного регулирования на нашем рынке, а после этого мы уже определимся с саморегулированием.
Резюмируя, можно сказать, что идет процесс общего «взросления» рынка и ЦБ, ФАС и ВСС будут работать вместе над решением проблем, наблюдать за качеством страховых услуг, искать грамотные, не противоречащие друг другу решения.